634050, г. Томск, ул.
Источная, 2а |
Новости | История | Связь | Путеводители | Читальный зал | Публикации | Разработки | История в документах |
ПРИЛЬ Л.Н. Зариф Гайсин как
идеолог национального образования Зариф
Сафич Гайсин (10.0I.1884 -?)– фигура,
хорошо известная томским исследователям. Он
упоминается в трудах томских историков и
этнографов как один из лидеров развернувшегося в
20-30 гг. ХХ в. национально-культурного
строительства Сибири (Октябрьская
И.В., 1995, С. 77-78, 98; Тучков А.Г.,
1996, С. 165-190). Будучи заметной персоной
в томском, а затем и новосибирском руководстве,
он исчез после процесса о татарских
националистах и, возможно, до сих пор не
реабилитирован. Во всяком случае, сведения о его дальнейшей судьбе
отсутствуют. В этой ситуации тем более интересным является один из немногочисленных сохранившихся концептуальных документов, подготовленных З. Гайсиным. Он дает представление о личности этого человека: о складе его ума, о целях, к которым он стремился в области национального образования, о том, какой он видел систему государственного национального строительства. Эти особенности документа подтолкнули к полной публикации текста доклада, прозвучавшего на совещании татаро-киргизских работников при агитационно-пропагандистском отделе Сибкрайкома ВКП (б). Необходимость публикации также связана с тем, что названный доклад – лишь один из имеющегося в ЦДНИ ТО массива документов, посвященных проблеме национально-государственного строительства в 20-30 гг. ХХ века. Приходится констатировать, что при всей актуальности этой темы, исследователи пока еще редко обращаются к документам нашего архива. В выявленном документе З.С. Гайсин очерчивает круг проблем, связанных с получением образования татарским и казахским (тогда говорили – киргизским) населением Сибири. Он четко прописывает проблемы современной ему ситуации, существующие задачи и условия их реализации, разделяет задачи на ближние, тактические, и дальние, стратегические; выстраивает вертикаль от дошкольных учреждений (национального детского сада) до вуза. Работу по ликвидации безграмотности он предлагает проводить, не ломая, а учитывая социокультурное своеобразие татаро-киргизского населения. Датировать документ можно 1926 гг., исходя из датировки ряда фактов, упоминающихся в документе – районирования Сибири, началом индустриализации сельского хозяйства, а также дат, связанных с существованием татарского педагогического техникума. З. Гайсин в п. 10 своего доклада говорит, как о свершившемся факте, об открытии татарского педтехникума (начало 1924 г.), а 1928 г., когда техникум сделает первый выпуск татарских учителей, упоминает как отдаленную перспективу. Следует упомянуть
также, что этот небольшой документ затрагивает и
такой момент национальных отношений, как
практика межкультурной коммуникации. В
п.31 доклада речь идет о том, что в
рабочих районах, где татарское население
составляет меньшинство, нецелесообразно
создавать самостоятельные клубы для татар. Более
разумно, считает З.Гайсин,
организовать красные уголки с литературой и
газетами на родном языке. С точки зрения
сегодняшнего дня, нашим современникам многие
положения его доклада могут показаться
привычными, поскольку они давно и хорошо
отработаны. Однако, необходимо
воздать должное незаурядной личности,
разработавшей концептуальные основы в области
национально-культурного строительства Сибири, и
оставившей след как в теории, так и в практике
национального образования. Из области археографии публикуемого документа: сохранено авторское название выявленного текста, исправлены погрешности текста - пропущенные слова даны в квадратных скобках. Значения сокращенных слов и специфических терминов эпохи приведены в подстрочнике. ДОКЛАД [1926 г.] 1. В связи с хозяйственным подъемом и политическим ростом широкой массы трудящихся, растут и культурные запросы их. 2. Наряду с этим, в условиях районирования Сибири и переходного периода от прежней стихийности к плановому хозяйству, к индустриализации сельского хозяйства и промышленности, что сопряжено с колоссальной затратой энергии сил и средств, культурные запросы широкой массы трудящихся не могут быть удовлетворены полностью. 3. Советское просвещение, в отличие от буржуазного, ставит своей задачей обеспечить в первую очередь школой детей рабочих и крестьян. 4. Исходя из этих основных предпосылок, мы должны рассмотреть вопросы о поднятии культурного уровня отсталого татаро-киргизского населения Сибири. 5. Существующая сеть школ, пунктов ликвидации безграмотности и изб-читален для татаро-киргизского населения была недостаточной по количеству и неудовлетворительной по качеству (см. в Приложении) 6. Несмотря на недостаточность сети массовых учреждений для татаро-киргиз Сибири, в текущем учебном году наблюдались случаи закрытия существующих школ, ликвидационных пунктов и т.д., необходимо принять [меры] к закреплению и упорядочению существующей сети. 7. Кроме того, учитывая то, что дети татаро-киргизского населения, в силу культурно-бытовых особенностей, ограничены в правах, допущено постановлением ВЦИК обучение детей школьного возраста к мусульманскому вероучению, и что муллы пользуются отсутствием школы и политико-просветительных учреждений, [поэтому] необходимо добиваться расширения сети массовых учреждений, в первую очередь школ, с расчетом охвата возможно больше детей школьного возраста. 8. В силу исторических причин, татаро-киргизское население не располагало и не располагает квалифицированной силой учительства и политпросвет-работников, что и служит основной причиной неналаженности работы. 9. Перед нами во всей своей остроте стоял и стоит вопрос о срочной подготовке трудовой татаро-киргизской интеллигенции, без которой население беспомощно и не может выйти на широкий путь советского строительства. 10. Учитывая это, несмотря на хозяйственную разруху, еще в 1922 г. был поставлен вопрос о безотлагательной необходимости организации специально-татарского педтехникума в г.Томске, который был открыт в начале 1924 г. На получение учителя оттуда мы можем рассчитывать лишь в 1928 г. 11. Для наличного кадра учительства татаро-киргиз [необходимо] практиковать краткосрочные летние курсы по переподготовке, добиваясь охвата всех учителей татаро-киргиз. 12. В конце 1923 г. было организовано татаро-киргизское отделение Совпартшколы в г. Томске, каковое дает возможность поднять образовательный уровень курсантов и перейти в основные группы партшколы. 13. Начиная с 1924 г. в Омске организовано татаро-киргизское отделение Рабфака, через посредство которого татаро-киргизская молодежь имеет возможность продвигаться в основные группы Рабфака и ВУЗ. 14. В отношении же школ 1-й ступени татаро-киргиз нельзя не отметить, что [они] до самого последнего времени, в силу слабой квалификации учителей, были крайне разнообразны, как в объеме прохождения программы для школ 1-й ступени, так в объеме формальных навыков и знаний. Курсы по переподготовке дали возможность составить рабочий план и, до некоторой степени, выправить линию работы в школе. 15. Вторым недочетом в школе является недостаток учебников и учебных пособий на родном языке. Учителя татаро-киргиз пользуются материалами на русском языке путем перевода на родной язык. Необходимо обратить внимание и на то, что учебники на нацмен [1] языке дороже в 2-3 раза, чем на рус ском языке, отсюда необходимость увеличения отпуска средств на учебники в достаточном размере. 16. На дошкольное воспитание совершенно не обращено внимания. На всю Сибирь существует один детсад в г. Томске и в некоторых рабочих районах (Анжеро–Судженск) практикуются детские летние площадки. Учитывая то обстоятельство, что в силу экономической отсталости татаро-киргиз, дети их с раннего возраста вовлекаются в хозяйство как рабочая сила, считать тем более необходимым развертывание дошкольных учреждений: детсадов, летних площадок и т.д. 17. Детсад в Томске должен служить как опорно-инструктивный. Принять меры к использованию опыта означенного сада. 18. Ввиду того, что школы татаро-киргиз возникли лишь с Октябрьской революции и население сравнительно бедное, школы ютятся в крестьянских избах и землянках, считать первоочередной задачей проведение капитального ремонта, постройки новых школьных помещений, для чего принять меры к изысканию средств, о бесплатном отпуске леса и т.д.[2] 19. Политпросвет работа по тем же историческим причинам и культурно-бытовым особенностям татаро-киргиз развита крайне слабо. Существующая сеть изб-читален, ликпунктов[3] и красных уголков далеко недостаточна; в ближайший период необходимо расширить сеть, принять меры к обеспечению литературой, журналами, газетами как на родном языке, так и на русском. Ввиду дороговизны литературы на родном языке, средства должны отпускаться в достаточном размере. 20. В избах-читальнях, учитывая квалификацию избачей татаро-киргиз, считать практически целесообразной организацию возможно меньшего количества кружков: 1) сельско-хозяйственный, 2) обществоведческий, 3) драматический, 4) рекомендовать организацию военного уголка. И, наконец, справочный стол может быть организован лишь при наличии хорошо подготовленного избача, соответствующей литературы и т.д. 21. В виду наблюдаемых случаев заполнения изб-читален исключительно комсомольцами и беспартийной молодежью, необходимо принять меры к вовлечению взрослого населения и в виде опыта установить один день для женщин-мусульманок 22. Ликвидационный пункт организуется не на родном языке, по желанию ликвидируемых свою неграмотность может быть допущено и преподавание русского языка [4]. 23. Учитывая бытовые особенности татар, в ликвидационных пунктах в деревнях считать целесообразным женщин-мусульманок выделить в особую группу. 24. Для киргиз считать целесообразным организацию передвижных ликпунктов. 25. Принять меры к развертыванию инструктивных ликвидационных пунктов для татар и киргиз, разверстанных по округам за счет ВЧК лб [5] . 26. Считать своевременным возбудить ходатайство о создании кино-фильмы для татаро-киргиз по сюжету, соответствующему их бытовым особенностям. 27. Отсутствие школ повышенного типа для татаро-киргиз, ввиду плохого усвоения языка, мешает возможности продвижения молодежи в средние профессионально-технические учебные заведения, поэтому считать необходимым существующую в Омске семилетку закрепить. В г. Томске пятигрупповую татарскую школу [выпущено слово], Иркутске, Новониколаевске, в Таре развернуть семилетку и создать условия доступа в указанных школах для обучения детей крестьян и рабочих. Положение об организации означенных семилеток разработать Совнацмену СИБОНО[6]. 28. Считать неотложным организацию ШКМ[7] для татар в округах: Томском, Барабинском, Тарском и Иркутском и для киргиз в округах: Омском, Славгородском. Совнацмену СИБОНО разработать вопрос об организации ШКМ. 29. В рабочих районах дети рабочих татар слабо вовлекаются в школы, ВУЗы и Горпромуч [8], ввиду слабой их подготовки; считать необходимым разработать мероприятия по вовлечению их в означенные учебные заведения. 30. В городах, при домах крестьянина [9], обслуживающих и татаро-киргизское крестьянство, до сего времени не обращено внимания на обслуживание их специфических интересов. Необходимо поставить вопрос об организации специальных уголков, снабдив литературой и газетой на их родном языке. 31. В рабочих районах со смешанным населением, где татаро-киргизы составляют меньшинства, при клубах и библиотеках считать необходимым организацию красных уголков, снабжая их соответствующей литературой и газетой на родном языке. Создание же самостоятельных клубов считать нецелесообразным. 32. В отношении руководства работой этих красных уголков, заведывающие последними пользуются общими положениями и проводят свои работы применительно к бытовым особенностям. 33. Ввиду наблюдающихся до сих пор случаев несогласованности в работе между учительством, политпросветработниками и партийцами, работающими при партшколах и комсомолах, в дальнейшем необходимо установить полную увязку в работе, не вмешиваясь непосредственно в практическую работу работников ОНО. Приложение к п.5. ОБЩИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ
ДАННЫЕ ПО СТАТИСТИКЕ. Количество
татаро-киргизского населения Сибири по данным
1920-1924 гг. I
II Количество социально-воспитательных
учреждений татаро-киргиз
Примечание[10]: 1 – татаро-киргизское
отделение совпартшколы в г. Томске 1 - татаро-киргизское отделение
при Омской фабрике 1 – татарский педтехникум в г Омске 1 – татарская школа II ступени в г. Омске 1 – киргизская школа в Ойротии III
Количество детей
школьного возраста по данным на 1924/25 учебный год
IV Количество ликпунктов
и изб-читален по данным на 1924/25 учебный год
ЦДНИ ТО. Ф.78.
Оп.1. Д.359. Л.39-42. Копия. Машинопись. [1] нацмен – сокращенно от "национальное меньшинство". [2] Так в документе. [3] Ликпункт – пункт ликвидации безграмотности. [4] Так в тексте. Возможно, начало или конец фразы содержат смысловую ошибку или лишние слова. [5] Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. [6] Отдел советских национальных меньшинств при Сибирском краевом отделе народного образования. [7] Школа крестьянской молодежи [8] Городское промышленное училище [9] Дом крестьянина (дом колхозника) – заезжий дом, где останавливались крестьяне, приехавшие в город по делам. [10] В примечании перечислены учреждения, количество которых было единичным в городах Сибири.
|
(C) ЦДНИ ТО, 2005